Как общаться с инспектором ГИБДД в Крыму в рамках закона

Раньше при виде инспекторов ДПС у водителей возникал синдром несдерживаемого страха. Они, чуть ли не выпуская из рук руля, скрещивали пальцы, чтобы только «пронесло», и дэпээсовская палочка взметнулась не по их душу.

Правильно общаться с инспектором ГИБДД в Крыму

Сегодня многое изменилось – спасибо, как ни странно, закону. Однако и сейчас участники дорожного движения весьма побаиваются служителей порядка. Виной тому, наверное, то, что на самой подкорке мозга автовладельцев записано: не верь инспектору ДПС!

Такую перманентную боязнь человека на колесах перед человеком в форме победить можно. Главное – знать, как вести себя так, чтобы не стать очередной жертвой инспектора.

Важны первые минуты «свидания»

Как только водитель понял, что служитель дорожного закона выбрал именно его, ему лучше сразу настроиться на соблюдение мелких, но важных деталей. Например, не стоит после того, как увидел взмах заветной палочки, излишне резво прижиматься к обочине. «Остановку по требованию» надо сделать грамотно - так, чтобы не помешать другим автомобилистам. Это сразу вызовет доверие остановившего: дэпээсники не раз обращались к водителям с разъяснениями о том, что тормозить «под палочку» следует правильно. Припарковавшись отменно, вы получите свой первый балл в водительскую «карму».

Дальше главное – не становиться в позу слуги перед представителем закона. Многие грешат этим – человекоугодничеством перед инспектором. Последний, почувствовав слабинку, может хорошо сыграть на ней. Или просто попрессингует вас морально, или вообще заподозрит, что роль слуги – следствие каких-то ваших нарушений.

Нормальное поведение водителя в этом случае – не бежать галопом к человеку в форме, а спокойно опустить стекло и выслушать инспектора. Тот в свою очередь обязан представиться и назвать причину остановки автомобиля. Если вы не расслышали ФИО или не поняли, почему вас тормознули, можно переспросить. Также автомобилисту дано право попросить у инспектора удостоверение. Только, все это, конечно, делается вежливо.

Кстати, причина остановки – ключевой момент. «Гаишник» не может просто требовать водительские права, потому что «так хочет». Безусловно, есть шаблонная фраза, приготовленная на все случаи жизни: «Машина в розыске». Но здесь должны быть понятные основания со стороны человека в форме. Если их нет – извините, простите, до свидания.

Водителям полезно знать, что остановить их и потребовать документы вправе не только представители ДПС. Таким правом наделен любой сотрудник милиции, а также специалисты службы по надзору в сфере транспорта.

В целом причины остановки ТС – именно законные – могут быть следующими:

  • информация, свидетельствующая о причастности водителя, пассажиров к ДТП или преступлению; ТС в розыске;
  • необходимость опросить водителя или пассажиров об нюансах ДТП или правонарушения, очевидцами которого они являются;
  • ограничение движения госорганами;
  • необходимость в том, чтобы водитель оказал помощь сотрудникам милиции или другим участникам движения.

Не дай себя «развести» сотрудникам ГИБДД

У тех, кто представляет силовые органы, да и в целом имеет опыт работы в госструктурах, бдящих за порядком, есть особенный синдром. Они просто обожают «разводить» слабых и беззащитных. В нашем случае – водителей.

Нередко бывает так, что инспектор пытается «пришить» обвинение в нарушении, которое вы попросту не совершали. Для чего? Прощупывает вас на смекалку и выносливость. Если вы по-заячьи «бежите в кусты» и, кивая головой, соглашаетесь со всем, инспектор празднует победу. Он – умный, вы – дурак. Понятно, что это происходит от растерянности и незнания того, как грамотно себя вести.

А поведение должно быть следующим. Поняв, что обвинения напрасны, вы спокойно и вежливо объясняете инспектору его неправоту. Обязательно приводите доказательства и аргументацию. Это важно: не лейте воду, а говорите конкретно и по существу, чтобы оппонент понял, что вы прекрасно представляете ситуацию и не дадите себя обмануть.

В целом ведите себя так, чтобы обвинитель понял, что вы не будете сдаваться под его напором. Как только он увидит вашу готовность на все, в том числе на то, чтобы потратить кучу времени на описание в ГИБДД случившейся ситуации, скорее всего, пыл сойдет на нет.

Хорошо при таком раскладе спокойно сказать инспектору, что вы прекрасно знаете свои права, прописанные в ПДД и КоАП. Например, что в этих документах есть указание на презумпцию невиновности водителя. Услышав про букву закона, его служитель точно хотя бы немного приструнится. А уж если вы процитируете какую-нибудь фразу законодательную фразу, то можно ожидать быстрого решения проблемы. Допустим, советуем заучить такие слова из КоАП: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность».

Роль «волшебной палочки»

Часто бывает так, что на сигнал об остановке реагируют сразу несколько водителей. В этом виноват ДПСник. Он обязан «взмахнуть» палочкой так, чтобы автовладелец, на которого нацелена проверка, понял, что под прицелом – именно он. Так что если с этим возникнут проблемы, ссылайтесь на обязанности того, кто не смог нормально тормознуть определенную машину.

А проблемы здесь действительно возникают. Например, когда водитель не увидел жеста инспектора, обращенного именно к нему. Продолжив движение, он понимает, что что-то не так: начинается гонка с преследованием, его преследует заветный кортеж. Конечно, нужно тут же остановиться - только без эмоций и нервов, а спокойно и не мешая другим участникам движения. Вы же не нарушитель! Дайте это сразу же понять инспектору. Объясните, что попросту не увидели сигнала об остановке и предложите все решить в рамках закона. Тут, кстати, слуга правопорядка начнет бегло козырять знаниями закона. Скажет, например, что есть статья КоАП за номером 19.3 – «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции». Она определяет арест нарушителя до 15 суток. Или предусматривает штраф 500-1000 руб. Кроме того, как не преминет напомнить дэпээсник, есть другая статья - 19.4 - «Неповиновение должностному лицу, осуществляющему государственный надзор». Она тоже предполагает штраф в аналогичном размере.

В пику законнику скажите, что для таких ситуаций есть статья 12.25 все того же КоАП. Она именуется «Невыполнение требования об остановке ТС»). Согласно ей, штраф может налагаться только в объеме 200-500 рублей.

Помогаем разрешить спорные моменты

На дороге практически никогда не обходится без проблемных ситуаций. Потому водитель должен в идеале знать ПДД.

Одна из таких ситуаций – когда водитель пересекал перекресток, зеленый сигнал светофора сменился на желтый, а потом на красный. Он, соблюдая правила запрета на резкое торможение, проехал под запрещающий сигнал. Это «нарушение» заглаживается пунктом 6.14 ПДД. Этот пункт дает добро на пересечение перекрестка под желтый сигнал, если нет возможности остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Весьма распространены у инспекторов «игры с радаром». Зная, что водитель не будет требовать документов на прибор или разъяснений по поводу его применения, сотрудник ДПС может хорошенько сыграть на этом. И назначить необоснованный штраф за превышение скорости. А вы, водитель, ведите себя грамотно, если чувствуете, что нарушения не было. Попросите свидетельство о поверке радара, тщательно изучите данные, которые он показывает, сопоставьте их с фактами. И вполне вероятно, что штрафа не будет. Или будет, но минимальный. Ведь превышение на 10-20 или 20-40 км/ч – это наказание на 300 и 500 рублей. А превышение на 40-60 км/ч или выше 60 — 1000-1500 рублей или лишение прав на 2-4 месяца.

Немало разногласий случается и по поводу перевозки детей. Нередко ДПСник говорит о нарушении, когда не видит в салоне специальных кресел. Но закон предусматри

На дороге практически никогда не обходится без проблемных ситуаций. Потому водитель должен в идеале знать ПДД.

Сложные моменты возникают, когда служитель закона просит покинуть машину. Водителю надо попросту знать, когда законник вправе это делать:

  • подозрение на алкогольное опьянение водителя;
  • для проверки номеров систем и узлов машины;
  • для проведения осмотра авто;
  • если те, кто находятся в салоне, подозреваются в преступлении;
  • когда необходимо участие водителя в оформлении документов или требуется его помощь участникам движения.

Итак, при любом раскладе дорожной ситуации и даже при некорректном поведении инспектора действуйте спокойно, уверенно, грамотно. И обязательно – демонстрируя свою правоту и знание закона.

Служба аварийных комиссаров в Крыму